Что нужно знать любому начинающему программисту? Программирование для себя: почему всем нужно научиться писать код Вещи которые необходимо знать программисту.

Работа такого специалиста – это комбинация чисто технических действий с разными языками программирования и творческой работы по оптимизации функционала итогового программного продукта. Специалист занимается проектированием, созданием алгоритма программы, написанием ее кода, проверкой на работоспособность.

Необходимые профессиональные умения и знания

Всему перечисленному можно научиться. Да, развиваться нужно постоянно, но базовый навык кодирования можно развить до совершенства всего за несколько лет учебы по качественно проработанной образовательной программе.

Другой вопрос, что нужно знать чтобы поступить на программиста. Здесь невозможно за 2–5 лет вырасти в профессионала, если подойти к профильному образованию с минимальным набором школьных знаний. Желая опередить соперников, со старта карьеры получить преимущество, каждый программист (будущий) должен приступать к освоению профессии с отличной базой:

  • по математике (здесь же – логика, теория вероятности);
  • физике;
  • информатике;
  • английскому, русскому.

Что должен знать программист для работы на перспективу (карьера, зарплата, репутация)? Нужно глубокое понимание архитектуры программной среды, где предстоит работать, принципов кодирования, знание простейших методов создания программ.

Знать нужно очень много: стандарты программирования, концепцию проектирования задач, методологию тестирования ресурсов. Чем глубже студент погружается в основы математики (анализ, графы), тем сильнее его позиции, шире арсенал применяемых инструментов.

Дополнительные навыки делающие конкурентоспособным на рынке труда

Какие навыки помогут быстрее завоевать рынок престижных вакансий?

  • Умение работать в команде для IT-специалиста – 50% успеха его становления на любом поле (разные архитектуры сетей, языки программирования).
  • Усидчивость, упорство, неумение сдаваться.
  • Аналитический склад ума + критическое мышление позволят отмести априори неисполнимые задачи. Умение экономить время заказчика – самый важный плюс профессионала.
  • Аргоритмизированный подход (системность характера) поможет добиться успеха быстрее.
  • Особенность профессии – работа в условном отрыве от социума – определяет некоторые привычки программиста, которые в будущем могут снизить его эффективность. Потому навыки позитивного общения и умение презентовать свои идеи, привычка быть в курсе популярных алгоритмов, сервисов тоже являются полезными навыками.

Что должен знать новичок

Работа программиста – это безостановочная эволюция знаний. Теоретическая и практическая платформа формируется во время обучения, но на этом процесс становления не заканчивается – различные знания надо обновлять с углублением в узкие направления. Но значит ли это, что стартовать с минимальным набором знаний, умений навыков нельзя? Новичку для хорошего резюме достаточно:

  • навыков написания программ на 2–3 популярных языках (оптимальными для начинающего специалиста считаются Python, JavaScript, HTML);
  • знания и понимания алгоритмов, баз данных, паттернов программирования;
  • изучения фреймворков (программная среда под разные операционные платформы – Windows, iOS).

Всем нужен английский язык и понимание принципов логики. Многое определяет выбранное направление работы. Веб-программисту важно умение писать программы и понимание архитектуры разных платформ. Системным программистам необходимо освоить API ОС.

Необходимые знания для поступления

Что надо для получения высокого образования по программистскому профилю? Чтобы быть зачисленным в колледж или вуз «Синергия» окончания курсов или работы с репетиторами не потребуется. Нужны хорошие оценки по математике, физике, информатике. Очень ценно знание английского языка.

Навык программирования может пригодиться не только тем, кто хочет создавать программы или сайты профессионально. О том, как умение писать код может облегчить жизнь, рассказал Илья Щуров, доцент кафедры высшей математики ВШЭ и преподаватель Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ. T&P публикуют конспект его лекции .

Илья Щуров

доцент кафедры высшей математики ВШЭ и преподаватель Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ

Можно придумать множество классификаций, но в первую очередь я бы разделил программирование на две большие категории: программирование для кого-то, когда вы пишете программу, которой будут пользоваться люди, и программирование для себя. Профессиональное программирование - это в основном деятельность для других, и я бы не сказал, что она всегда приятна. Вне зависимости от того, заплатили вам за программу или вы пишете свободный софт, которым может пользоваться кто угодно, огромное количество людей предъявит претензии, что у них что-то не работает, и их всегда будет больше, чем тех, кто вас похвалит. А программирование для себя - занятие очень приятное, и сегодня мы обсудим именно его.

Опрос профессиональных программистов этого года показал, что 81% из них программируют в качестве хобби. Это означает, что программирование доставляет удовольствие, что это не просто работа, но и развлечение. Вы можете пользоваться готовыми программами, и в 95% случаев вы будете это делать, даже если вы профессиональный программист. Но в любой области есть задачи, которые никто до вас не решал, и умение программировать позволяет решать их гораздо эффективнее. Однажды я был в call-центре, и меня попросили объединить две таблицы. Человек, который поручил мне эту задачу, ожидал, что я начну по одной копировать ячейки из первой таблицы во вторую. Я перенес пару записей, мне надоело, и я написал короткий скрипт, который брал данные из одной таблицы и вместо меня заполнял гугл-форму, что не очень сложно. Мне это понравилось, но больше всего мне понравилось то, что коллеги смотрели на меня так, будто я владею какой-то магией.

Писать код интересно, но, с другой стороны, это испытание. Ты взаимодействуешь с компьютером, и очень часто это взаимодействие, особенно если ты осваиваешь новую технологию, новый язык, выглядит так. Ты пишешь код, считаешь, что написал его верно, а компьютер говорит, что у тебя ошибка синтаксиса. Действительно, забыл точку с запятой, исправил, запустил заново. А компьютер говорит: «Закрой скобку». Через несколько таких итераций программа начинает работать, и становится ясно, кто в доме хозяин. Дело в том, что и у навыка программирования, и у процесса обучения ему есть некоторые побочные (в том числе положительные) эффекты.

1. Экстремальный опыт руководства

Компьютеры по сравнению с людьми очень глупые, они все понимают буквально, и если вы научились управлять машиной, то, скорее всего, вы справитесь с руководством любыми людьми.

2. Новый подход к информации

Вы начинаете по-другому смотреть на обработку информации, организацию информационных потоков и управления. Например, собирая массивы данных, вы уже задумываетесь, чтобы они были пригодны для последующей автоматической обработки. Это очень важно, если у вас большая организация или проект со множеством информационных потоков, с которыми нужно работать эффективно. Если у вас есть опыт автоматизации, вы довольно быстро поймете, в каком виде нужно получать информацию, чтобы потом ее ловко обрабатывать.

3. Профессиональная коммуникация

Если вы научитесь программировать хотя бы чуть-чуть, вам будет гораздо проще общаться с программистами. Полезно хотя бы на базовом уровне понимать, как устроен мир IT, и коммуницировать в этой сфере без посредников. Люди учат языки, чтобы лучше понять другую культуру, а языки программирования - технологии.

4. Ответственность

Почему уметь программировать может быть опасным? Первая причина - «тыжпрограммист». Если вдруг кто-то узнает, что вы умеете программировать, на вас начинают сыпаться запросы: «Переустанови мне операционную систему, пожалуйста, ты ж программист», «Почини чайник, ты ж программист» и так далее. Это не самая страшная проблема, есть пострашнее. Например, в 2001 году на первом курсе, когда интернет еще был медленным, я решил, что нужно сделать какую-то штуку, чтобы быстрее обмениваться информацией с друзьями. Я подумал: есть почта, и она работает. Тогда я завел отдельный почтовый ящик для нашей тусовки и написал скрипт. Робот заходил в этот ящик, брал письма, которые туда пришли, и пересылал их всем, кто был подписан на эту штуку. Так сейчас работают гугл-группы. Если я хотел написать всем, я отправлял письмо на этот общий ящик; если кто-то хотел ответить, он отвечал на него же, письмо попадало ко всем, и можно было что-то обсуждать.

Но у кого-то переполнился ящик, а когда ящик переполняется, почтовый сервер в ответ на любое письмо направляет отлуп, который тоже является письмом. Оно тоже попало в общий ящик, мой скрипт разослал его по всем адресам, в том числе и по тому, который переполнился. Почтовый сервер сгенерировал новый отлуп и так далее. В результате в воскресенье утром меня разбудил звонок моего друга, который аккуратно сказал: «Возможно, там какая-то проблема, потому что у меня в почтовом ящике 6 тысяч писем, и их количество увеличивается». Ничего особенно страшного не произошло, но это была проблема. Тогда я понял, что код легко может выйти из-под контроля и натворить бед, поэтому надо действовать аккуратно.

Это история как в «Маленьком принце»: вы в ответе за тех, кого приручили. Люди и процессы зависят от кода, который вы написали. То есть, как только вы делаете что-то полезное для других, цена ошибки возрастает.

Как научиться?

На эту тему есть две противоположные точки зрения. Первая: учиться программированию очень просто, основные команды можно освоить за три дня. Но тут высока вероятность, что, когда человек столкнется с трудностями, он решит, что его обманули и программирование - это не его. Программировать не просто, трудности возникают. Одна из причин этого состоит в том, что, когда вы программируете, вы каждый раз осваиваете новые технологии, а это всегда мучение.

Противоположное мнение заключается в том, что если вы не программируете со школьных лет, то нечего и начинать. Это тоже неправда. Программирование требует усилий, но вход в эту область открыт, даже если вы никогда им не занимались.

Вполне вероятно, что задача, с которой вы столкнулись, уже решена и это решение где-то лежит. Иногда разобраться с тем, как оно работает, сложнее, чем написать заново. Это стандартная программистская проблема, но для этого у нас есть Stack Overflow, одно из главных изобретений человечества в сфере программирования. Это сайт, где разработчики делятся опытом и отвечают на вопросы друг друга. У каждого участника свой уровень репутации, все очень удачно спроектировано, поэтому на простые вопросы можно получить ответ в течение десяти секунд. Это очень помогает. В современном мире вы не просто пишете программу - вы одновременно используете огромное количество программ и инструментов, уже созданных другими людьми.

Хороший способ научиться программировать - поставить перед собой задачу, которой вам было бы интересно заниматься, и потом попытаться ее решить. Конечно, есть множество онлайн-курсов - почитайте отзывы, чтобы выбрать подходящий. Первый язык программирования - это сложно, потому что нужно перестраивать то, как вы взаимодействуете с компьютерами и анализируете процессы. Универсальных ответов нет, все очень индивидуально. Кому-то достаточно почитать документацию, посмотреть примеры кода, и все понятно. В другой ситуации хорошо иметь наставника, который ответил бы на базовые вопросы. Вот несколько советов, которые кажутся мне важными.

1. Самый лучший способ что-то понять - найти работающий кусок кода, начать его модифицировать и изучать, что получится. Это нужно сделать после того, как вы разобрались с базовым синтаксисом. Подгоняйте код под свои задачи или просто экспериментируйте.

2. Если вы только учитесь программированию, не нужно сразу пытаться писать много кода до тех пор, пока вы не сможете корректно объяснять, чего хотите. Это нужно для того, чтобы компьютер выполнял команды четко и маленькими шажками. Всякий раз ваши эксперименты должны заканчиваться не тем, что вы случайно наткнулись на правильное решение, а пониманием, почему и как это работает.

3. Не беспокойтесь по поводу математики. Желательно знать, что такое остаток от деления числа на другое число, но все зависит от задач, которые перед вами стоят. Конечно, если вы хотите хитро обрабатывать данные, то вам нужна математика в том объеме, который нужен для такой обработки.

4. Не бойтесь. Когда вы будете начинать программировать для себя, наверное, вы будете писать не тот код, который понравится профессиональным разработчикам. Они скажут, что так не пишут, что это избыточно, что такой код будет сложно поддерживать, и так далее. Наверное, они будут правы. Но если вы пишете для себя и если вы только начинаете, это нормально, что ваши первые попытки не являются текстами уровня Льва Толстого. Если вы напишете программу, которая будет работать и решать вашу задачу, то это хорошо.

Есть мнение, что на фоне развития искусственного интеллекта и машинного обучения программисты скоро будут не нужны: компьютеры сами научатся себя программировать. Но мне кажется, что это не так. До тех пор, пока есть задачи и пока нужно объяснять, как их решать, программирование будет существовать. Безусловно, программирование сильно эволюционирует, за последние 20 лет оно изменилось очень сильно. Но от того, что компьютеры стали умнее, разработчиков меньше не стало - наоборот, их стало гораздо больше. И мне кажется, что дальше будет происходить то же самое.

Как стать программистом? Что нужно выучить? Ответ вроде прост: пойти в университет и там тебя научат. Но если вы спросите любого программиста он скажет что то чему там обучают, хоть иногда даже и бывает интересно, но почти бесполезно и совсем мало имеет общего с реальной работой.

Программирование - это что-то вроде грамоты

Наша профессия - одна из сложнейших, но самое забавное, что само довольно просто. Его даже спокойно изучают в школе. Чтобы написать простенькую программу в Паскале, школьнику достаточно знать штук десять операторов (а их всего пятнадцать) и несколько функций ввода/вывода, математических и работы со строками.

Эти операторы - как буквы алфавита, а функции ввода/вывода Read () и Write () - как первые слова, «мама» и «папа», с которых ребенок начинает постигать мир.

Тем не менее так же, как есть обычные люди, умеющие читать и изредка что-то пишущие, и есть профессиональные писатели, мастерски владеющие пером, сегодня есть пользователи компьютеров и есть программисты. И программистом, на мой взгляд, быть намного сложнее, чем писателем. У нас всегда сжатые сроки, нам приходится учитывать требования капризных пользователей и преодолевать ограниченные возможности медленных компьютеров, нужно сделать интерфейс максимально простым и удобным, хорошо все задокументировать, чтобы пользователи не терялись, и постараться все выполнить без ошибок, а еще заранее продумать, как программа будет развиваться в будущем, и сделать так, чтобы легко можно было добавить новую функциональность и чтобы она была понятной и предсказуемой. При этом саму программу нужно написать в одинаковом стиле, да так, чтобы другие программисты потом смогли после тебя разобраться и продолжить работу.

У писателей все намно-о-о-го проще. У них даже, наоборот, приветствуется, когда у автора - свой стиль, а сюжет - запутанный и непредсказуемый.

С программистами можно сравнить разве что создателей сериалов, которые тоже, по сути, пишут программу, только для актеров. Сценаристы, как и мы, работают командно, у них тоже есть сроки, релизы, им также нужно продумывать в голове хитросплетения сюжета и даже закладывать возможность в будущем сюжет поменять, добавить новых героев или воскресить прежних.

Но есть одно существенное отличие: сценаристы уже не могут переписать сюжет снятой серии. В лучшем случае, если зритель что-то недопонял, они прояснят это в следующей серии.

Нам же, программистам, приходится постоянно возвращаться к старому коду и что-то в нем менять. Представьте себе толстый роман, который вы писали десять лет, и вам приходится снова и снова переписывать каждую главу, превращая его в триллер. А теперь представьте, что вы перешли на другой проект и теперь должны сделать то же самое с текстом, который вы никогда ранее не видели, причем писали его несколько авторов, у каждого из них свой стиль и к тому же все они уже покинули проект.

Поэтому научиться программировать - относительно легко, но чтобы этим профессионально заниматься, нужно проделать титаническую работу. Писатели начинают с маленьких новелл, постепенно постигая все стилистические приемы, обогащают свою речь, сами много читают. Точно так же и программистам приходится много программировать и оттачивать свое мастерство. И черт возьми, это очень сложно! И постоянно - годами, десятилетиями - приходится совершенствоваться. Это долгий марафон, полный как терний, так и радости. Ни денежная, ни какая-то другая мотивация не помогут тебе - только твой собственный интерес к делу.

Я встречал ребят, которые заучили программирование, даже какие-то книжки из этой области прочли и принялись искать работу, но при этом не написали ни одной своей программы. Вы можете себе представить писателя, который, едва освоив грамоту и не написав ни одного рассказа, уже хочет устроиться в редакцию? Он вообще даже не знает, понравится ли ему это занятие и сможет ли он достигнуть успеха, но уже подсчитывает зарплату! Тем не менее, многие такие горе-программисты все же находят себе работу. Выполняют они ее скверно, но всегда существует круг таких задач, где высокое качество не так уж и важно.

Постепенно у программистов сложилась своя профессиональная лексика. Сам процесс написания программы они называют кодированием (Coding), а людей, которые кое-как освоили только это, уничижительно именуют кодерами. Они могут что-то вам написать, чтобы заработало, но потом улучшить, усовершенствовать такую программу будет крайне сложно и неприятно, обычно ее легче переписать. Сами кодеры называют себя разработчиками (Developers), а с течением времени, поднабравшись опыта, многие начинают именовать себя инженерами ПО (Software Engineer).

Оk, если программирование - это «как грамота», то что тогда еще нужно знать и уметь, чтобы стать «писателем»?

Постепенно из множества дисциплин, технологий и навыков выкристаллизовались общие и повторяющиеся, которые на практике оказались наиболее полезными для программистов.К сожалению, это все тоже непостоянно. Например, еще тридцать лет назад большинству программистов требовались знания по электронике, обработке сигналов и машинным кодам команд процессора (ассемблер).

Сегодня уже довольно успешно можно справляться с работой без этих знаний, и я даже был в шоке, когда однажды познакомился с Senior-разработчиком, весьма смутно понимающим, как работает процессор. Но зато за эти тридцать лет появился интернет, а программы стали огромными по размерам и очень сложными. И прибавилось множество других навыков и знаний, без которых сегодня ну прямо никак: гибкие процессы разработки, объектно-ориентированная и функциональная парадигмы программирования, построение масштабируемых высоконагруженных и отказоустойчивых систем, а еще необходимо уметь читать старый код и работать с ним, использовать системы управления версиями. Не обойтись и без такого обязательного навыка, как умение искать в интернете, которого раньше просто не было.

Все это выходит за рамки самого программирования и, по-хорошему, нуждается в каком-то своем, отдельном термине. Лично я для большей ясности называю «программерией» - это как Программная инженерия , но более широкий термин, охватывающий важное для нас: процессы разработки; умение программировать свой мозг, чтобы, например, «входить в поток»; умение работать в команде или составлять резюме - в общем, всё, чем мы занимаемся.

Основы программерии

Мне очень повезло, потому что я почти сразу же, как только увлекся программированием, прочел потрясающую книгу - «Совершенный Код» . Она меня поразила тем, что это была не книга о каком-нибудь языке программирования или о технологии, как все то, что мне попадалось ранее, а книга о самом Программировании как таковом. Это, наверное, первая книга, которая попыталась заполнить пробелы, остающиеся после прочтения учебников по алгоритмам, технических руководств и документации.

И она сразу же начинается с метафор которые помогают точнее передать суть нашей работы. Вы уже узнали о Литературной метафоре, когда программирование сравнивается с писательством, но есть ещё популярная метафора сравнивающая программирование со строительством домов , или даже созданием самолётов.

Неслучайно она победила, в опросе «Если бы вы могли вернуться в прошлое, когда были еще начинающим девелопером, то какую книгу по программированию вы посоветовали бы себе прочитать?».

Затем появились другие хорошие книги о программерии:

И множество других достойных, но в целом они охватывают глубже определённые области.

По сути, вся эта алхимия программирования на самом деле состоит из таких вещей с которыми мы работаем постоянно и нужно понимать:

  • Основы компьютерной техники: основы Булевой алгебры, двоичная и шестнадцатирядная системы счисления.
  • Устройство компьютера: процессор, оперативная память, стек, жесткий диск, графическая карта, шина, периферия (т. е. клавиатура, мышь).
  • Ассемблер процессора и С - их тоже нужно знать хотя бы немного.
  • Собственно базовая грамота: синтаксис, как объявлять переменную, функцию, как писать условный оператор if, приоритет операторов, как организовать цикл, как получить ввод от пользователя и как ему вывести. Структурное программирование - как писать без goto, используя циклы и рекурсию. Это легкотня на самом деле, пятнадцать операторов выучиваются быстро. Почти все используемые сегодня языки программирования наследуются от С (C++, Java, C#, PHP, JavaScript), так что переучивать их не придется. Поэтому, кстати, не особо важно, с какого из этих языков вы начнете обучение.
  • Алгоритмизация: линейный поиск перебором, бинарный поиск, пузырьковая сортировка, быстрая сортировка и т. д. Оценка сложности алгоритмов.
  • Структуры данных: строки, очередь, стек, одно- и двусвязный список, массивы и т. д.
  • Декомпозиция, абстракция и проектирование программы: объектно-ориентированное программирование, SOLID, шаблоны проектирования, UML-диаграммы.
  • Основы функционального программирования: как писать без деструктивного присваивания и циклов, работа с коллекциями в функциональном стиле.
  • Знание платформы, библиотек, технологий: Java Core, работа с файлами, работа с Сетью, работа с массивами, строками и коллекциями, работа с памятью и сборка мусора. Обо всем этом есть толстые книги от самих создателей технологии (например, «Эффективная Java»).
  • Стандарты и протоколы сети: TCP, UDP, HTTP, HTML, XML, JSON, MIME, RFC.
  • Умение писать чистый код: как правильно называть переменные и классы, как форматировать код, как правильно писать комментарии (точнее, как их не писать:-)). Понимание приходит после прочтения книги Clean Code.
  • Умение работать с кодом: рефакторинг (книга Фаулера), хоткеи IDE для рефакторинга, умение читать и сопровождать старый код.
  • Инженерные практики: юнит-тесты, экстремальное программирование (XP), непрерывная интеграция, системы управления версиями (Git, SVN).
  • Управление проектом и организация процесса: Waterfall, Agile, SCRUM, Kanban, баг-трекеры, оценка времени на задачу.
  • Soft skills: умение общаться с заказчиком и ладить в команде, побороть отсутствие мотивации, выбрать приоритеты.
  • Базы данных: SQL, реляционные, документо- и граф-ориентированные БД, ACID, теорема CAP, оптимизация запросов.
  • Операционные системы: Linux, установка и настройка программ на нем, командная строка.
  • Масштабирование и высокие нагрузки, мониторинг, логинг, отказоустойчивость.
  • Криптография, защита от атак.
  • Юзабилити, сбор требований.
  • Знание английского языка, умение четко и лаконично писать документацию.
  • Умение правильно формулировать вопросы и самостоятельно находить ответы на них.
  • Умение учиться и при этом постоянно самосовершенствоваться.
  • Умение обучать других, понятно объяснять и даже выступать перед публикой на конференциях…
  • и при этом не слетать с катушек.

Как видите, этот список можно продолжать, но вы должны понять главное: именно само программирование - это совсем чуть-чуть. Почти все остальные навыки просто невозможно выучить. К ним можно только придти сквозь большой опыт и постоянное чтение правильных книг, которые помогут его переосмыслить.

Вне зависимости от того, какое образование у – техник он или инженер, чтобы состояться в этой профессии, ему необходим набор некоторых особых личных качеств. Прежде всего, он должен уметь мыслить логически и просчитывать события на много ходов вперед. Ему также потребуется внимательность, усидчивость и уметь заниматься не только творческой работой, но и довольно рутинной. Подчас, чтобы воплотить в жизнь креативную идею, ему нужно будет потратить более 90% времени на ее реализацию и отладку программы. Конечно, без целеустремленности и настойчивости в этой профессии не обойтись, также, как и без развитого интеллекта, способности к точным наукам и умения концентрироваться.

Чтобы поступить на работу в должности техника-программиста, человек должен иметь среднее профессиональное образование, очень хорошо, если у него также будет и стаж работы по этой специальности.

Что входит в должностные обязанности техника-программиста

Конечно, то, в чем будет заключаться работа техника-программиста, во многом зависит от того, в какой области он будет работать, каким видом деятельности занимается компания. Но есть, конечно, и общие требования и знания, которые пригодятся ему на любом рабочем месте. Прежде всего, ему необходимо в совершенстве знать компьютеры и используемые совместно с ними устройства, а также устройства сбора, обработки и передачи информации, правила их обслуживания и эксплуатации. Потребуется знание методов и технологии автоматизированной обработки информации, основных языков программирования, специализированных программных продуктов, используемых в работе данного предприятия.

В должностные обязанности техника-программиста обычно входит работа по обеспечению бесперебойной работы вычислительных систем и техники, установленной на рабочих местах пользователей. Ему нужно будет выполнять подготовительные операции, связанные с работой локальных компьютерных сетей, вести наблюдение за тем, как функционируют рабочие станции, осуществлять техническую помощь.

От него может потребоваться разработка простейших утилит и рабочих программ, позволяющих оптимизировать производственный процесс, он должен производить их отладку и тестирование. В некоторых случаях ему могут поручить составление простейших схем технологических процессов обработки различных информационных потоков на предприятии или отдельных алгоритмов решения тех задач, которые стоят пред отделом IT. На многих предприятиях техники-программисты занимаются ведением баз данных, их наполнением, хранением, обработкой. Техник-программист на любом предприятии должен уметь работать с большими массивами данных, знать правила их архивирования и хранения, он должен иметь представление о том,

Специфика знаний и навыков, конечно, во многом определяться областью, в которой работает человек. Одни пишут приложения на планшетные устройства, другие разрабатывают движки сайтов, третьи – игрушки и т.д. Но тем не менее есть некоторые навыки, которые пригодятся любому программисту.

Быть на «ты» с компьютером

Это самый простой и базовый навык, присущий каждому программисту. Он предусматривает живой интерес к компьютерным технологиям, который уже, в свою очередь, порождает те или иные вопросы у будущего специалиста: для начала - как поставить «винду»? Как найти и взломать модную игрушку? А что такое BIOS, хостинг, ядро системы, ООП? – и понеслось...

Затем тебя начинают дергать родственники, друзья, девушка, подружки девушки, мол, постав программу, почисть систему от вирусов, переставь Windows и т. д. Поначалу это даже нравиться: приятно же ощущать себя компетентным в той или иной области. Но потом появляется закономерный вопрос: почему бы не начать на этом зарабатывать? Конечно, брать деньги со знакомых как-то неохота, но вот продать свои знания и энтузиазм какой-то серьезной фирме – вполне реальная затея. Выбираешь тот или иной язык программирования, начинаешь учить и вновь ощущаешь себя полным нубом..

К чему все это? А к тому, что мир информационных технологий – это мир игрушек, с которыми должно хотеться играть. Именно с интереса к этим «игрушкам» все и начинается. Если его нет, нет и программиста.

Английский

Без английского не обойтись. Чтобы выучить язык программирования, продется перелопатить много литературы, видео-уроков и документации. Почти все (99%) первоисточники написаны на английском языке. Если его не знать, то спектр материалов для изучения сузиться в разы. Соответственно скорость изучения языка программирования значительно снизиться.

Кроме того английский нужно знать, чтобы понимать синтаксис языка, а также, чтобы успешно пройти собеседование.

Разговорный уровень, понимание английского на слух – это дополнительные бонусы. Под словосочетанием «знать английский язык» иметься в виду знать так называемый «технический английский язык». То есть нужно понимать специализированные статьи и документацию, а это далеко не то же самое, что «живое» общение с иностранцами.

Математика

Математика – вопрос не столь однозначный, как изучение английского. Точнее будет сказать, что логическое и абстрактное мышление должны быть на довольно высоком уровне. Математика в ВУЗе или в школе развивает упомянутые навыки, поэтому математическое образование – это большой плюс. Но тем не менее есть множество программистов, которые не имеют математического образования. Есть даже такие, которые не имеют высшего образования вообще. Это говорит о том, что логику и абстрактное мышление можно выработать не только математическими конструкциями.

Есть, конечно, области программирования, где нужно знать специфические формулы, но, во-первых, так далеко не везде, во-вторых, с ними можно ознакомиться по ходу и в этом могут помочь специализированные математические программы. Физика и математика пригодиться особенно в том случае, если вы хотите создавать качественные компьютерные игры.

Общительность

Общительность – одно из ключевых свойств хорошего программиста. Дело в том, что большинство серьезных проектов пишется в команде - это и удобнее, и быстрее. Если хотите работать на более-менее серьезную «контору», с людьми нужно уметь общаться, договариваться, дискутировать и соглашаться. Также нужно будет уметь ладить с начальством, которое иногда будет разбираться в программировании лучше вас, а иногда не будет понимать в этом деле вообще ничего.

Есть некий миф, мол, отшельничество и замкнутость – это неотъемлемая часть натуры программиста. В большинстве своем программисты весьма интересные и коммуникабельные люди. А отшельничество – это некий образ присущий всем гениям независимо от профессии, будь-то программист, лингвист, доктор и т. д.

Гибкий ум

Самого ума (умение оперировать нужными знаниями) мало, нужно чтобы он был гибким. Гибкий ум предусматривает умение учиться (пополнять знания, заменять устаревшую информацию на новую). Есть люди вроде бы умные, но очень консервативные. Они владеют неплохим логическим мышлением, высказываются внятно и последовательно, но вот выучить что-то новое, увы, не могут. А есть наоборот – голова очень пытливая, всем интересуется, все нужно, но в голове каша, то есть не может связать всю накопленную информацию в целостную позицию, структурировать ее.

В программировании нужно учиться всегда. Самой важной и тяжелой проверкой способностей начинающего специалиста будет изучение первого языка программирования. Далее будет проще, но нужно помнить, что полностью расслабиться во время профессиональной деятельности не удастся никогда.



Copyright © 2024 Браузеры. Антивирусы. Безопасность. Windows. Игры. Видеокарты.